Рецензия на Atomic Heart ⚡ Блог WinSystem

Рецензия на игру Atomic Heart

Рецензия на Atomic Heart ⚡ Блог WinSystem. Удивительный 2023 год принес уже немало замечательных, неординарных и даже сногсшибательных игр. Одной из них стала широко разрекламированная игра от выходцев из России Atomic Heart. Рекламная кампания была длительная и дорогостоящая, ожидания – запредельными. Сеттинг футуристического СССР, многочисленные лицензированные треки прямиком из 20-го века, советская эстетика – именно на это шел упор в широкомасштабной рекламной кампании, устроенной издателями этого проекта. Ожидания были, скажем не кривя душой, заоблачными, авансы выданы запредельные (в конце концов в 2023 мало какая игра была настолько ожидаема, как Atomic Heart), бесконечные тизеры-трейлеры распаляли аппетит игроков. Немало игровых проектов «погорели» еще до релиза вследствие громадных ожиданий, взращенных пиар-машинами. Но оправдала ли игра потраченное на ожидание время? Пожалуй, и да, и нет.

atomic-heart

Челомей всему голова

Вы играете за майора Сергея Нечаева, который оказывается с важной миссией в утопическом наукограде Челомее. По городу снуют роботы, демонстрируя чудеса техники, владения музыкальными инструментами и ловкости, а также выполняя разнообразную черновую работу вроде уборки улиц и оттирания витрин от пыли. Разрекламированные усатые грозные «вовчики» покорно метут улицу и подбирают мусор с земли; так и думаешь, глядя на них, что в таинстве своего механического мозга они мечтают совершить робо-революцию и экстерминатус этих отвратительных кожаных мешков.
Mundfish, разработчики игр, создали симпатичную версию альтернативной реальности, в которой СССР после победы во Второй мировой войне перенесла ряд фантастических пертурбаций, например, значительная часть населения оказалась умерщвлена так называемой коричневой чумой, людей пришлось замещать роботами, что должно было повлечь за собой лавинообразное развитие научно-технического комплекса.

Читайте также: Игровые новинки 2023 года, на что стоит обратить внимание

Преамбула продемонстрирована во вступлении методом информативных табличек, примерно так была показана и прелюдия в 2017-м году в игре Prey. В СССР родился гениальный ученый, Дмитрий Сергеевич Сеченов, который разработал чудо-вещество – полимер. Этот состав помог ученым произвести натуральную революцию в робототехнике: в этой реальности робот стал чем-то вроде продвинутого домашнего питомца для человека, только со значительно более широким функционалом. Кроме всего прочего, роботы были объединены в единую систему «Коллектив», позволяющую управлять и контролировать роботов удалённо. Однако как всегда что-то пошло не так, и «Коллектив» стал настоящим ящиком Пандоры для здешнего социума.

Добро пожаловать, товарищ, в СССР твоей мечты!

Начало Atomic Heart неуёмно напоминает Bioshock Infinite – атмосфера всеобщего благоденствия и довольства; город, парящий высоко в стратосфере, счастливые и довольные лица, только если в Биошоке было своего рода религиозное помешательство и базирующаяся на нем утопия, то Атомик Харт невозбранно воспевает науку и технику, словно перенося нас в СССР, у которого «всё получилось»: и изобретение чудо-вещества, и развитие множества отраслей промышленности, и даже, словно в романе Стругацких, аромат восторга в воздухе – «Счастье всем и каждому, и пусть никто не уйдёт обиженным!» Челомей действительно впечатляет: нас проводят рядом с монументальными постройками, увидеть которые в реальной жизни когда-либо вряд ли представляется возможным, демонстрируют многообразие роботизированной техники, желающей угодить и исполнить любую прихоть человека, ну и вишенкой на торте оказываются знаменитые андроиды, близняшки-балерины, встречающие нас в покоях Сеченова; они игриво покачивают бёдрами и прямо-таки тычут в лицо своими идеально отрисованными и детализированными прелестями. Разумеется, спустя какое-то время выясняется, что у такой махровой идеализации есть и некрасивая изнанка, с которой придется справляться главному герою.

В сети «Коллектив» происходит сбой, и роботы предсказуемо начинают атаковать людей, превращаясь в хладнокровные машины для убийства. Трагедия происходит в засекреченном комплексе под кодовым названием 3826. Справиться с этой вакханалией предстоит Нечаеву, он отправляется в секретный исследовательский бункер и пытается разобраться в происходящем. Подозреваемый – Виктор Петров, его рекомендуется захватить и арестовать. Визуал игры и фоновая музыка создают такое любопытное сочетание ламповой фантастики из СССР, веющей невозбранным оптимизмом и трепетом перед великолепным будущим, ожидающим буквально вот, за следующим поворотом, дарующим бессмертие, жизнь без горестей и раскрытие всех тайн безбрежного космоса, открывателями которого станут простые советские граждане. После небольшого интро с демонстрацией и кратким описанием окрестных пейзажей и построек, которые сотворили ультратехнологичные продвинутые советские ученые, протагонист медленно подлетает к месту своего назначения, комплексу 3826. Уже на подлёте его атакует орда озверевших андроидов и роботов, так и норовящих откусить от него какую-нибудь важную часть тела, и Сергею приходится брать в руки попавшийся после крушения под руку топор и прокладывать с боем путь к своей непосредственной цели.

recenziya-na-igru-atomic-heart

Буквально через сотню метров, после того как недружелюбно настроенный вовчик пытался утопить Нечаева в деревянном туалете, нас знакомят со знаковым персонажем, фигурировавшим почти во всех трейлерах игры, боевой баб Зиной. Она быстренько вправляет мозги майору и предупреждает, что здесь происходит полнейший «*****ц». Будто мы и сами этого не видим. Баб Зина уже стала по—настоящему культовым персонажем, даже мемным, среди игроков, упоминается ее уникальность и необычность. Это, в общем-то, довольно странно, потому что введение боевой бабули как комичного героя выглядит довольно-таки предсказуемым решением, достаточно вспомнить бабулю-снайпера из Far Cry New Dawn, похожую как две капли воды на баб Зину: те же очки, то же еще не совсем состарившееся и довольно миловидное лицо.

Сюжет в игре подаётся в медленной манере: большую часть времени необходимо заниматься тривиальными вещами: открыть вентиль, подать питание, взломать замок, забраться туда, на тот высокий уступ… В общем, делать всё то, что мы прекрасно знаем по многим другим игровым проектам. Да, и конечно же, кромсать толпы вовчиков и других мизантропичных роботов. Есть немало текстовых записей и аудио, из которых по традиции можно узнать некоторый подробности о вселенной игры, можно сказать, что их чрезмерно много, однако игрокам, которым полюбился лор игры, будет приятно. Упоминая сюжет, можно сказать, что откровений никаких он не несет, в игре есть несколько концовок, и никакая из них не вызывает вау-эффекта: просто добротный научно-фантастический сценарий. Вызывает интерес разве что взаимоотношения героя с перчаткой, с которой у него разворачиваются любопытные, и довольно информативные, диалоги. Агрегат, надетый на руку протагониста, пожалуй, оказывается гораздо умнее своего владельца, что довольно необычно, согласитесь. Кроме этой особенности, перчатка оказывается супер-полезна и в другом: она позволяет буквально выпылесошивать ресурсы из разномастных шкафчиков, столиков и ящичков по нажатию одной кнопки. Весьма удобно, особенно на фоне других игро-проектов, где собирать ресурсы необходимо индивидуально, заглядывая в каждую кастрюлю по отдельности. Элегантное и замечательное решение.

Паштет из андроидов

Все-таки сюжет в Atomic Heart служит лишь приятным бонусом непосредственно для геймплея, львиную долю которого составляет экшен. А он вобрал в себя черты многих успешных проектов того же жанра: Bioshock, Prey, Wolfenstein. Можно сетовать на повторы, коими погрешила Mundfish, однако невозможно не отметить, что последнему вышедшему Bioshock уже 10 лет стукнуло, а тенденции в нынешней игровой индустрия упираются в игры-сервисы, онлайн и всяческие лутбоксы. Качественные одиночные сюжетные игры стали редкостью с бриллиантовой ценностью. Забегая вперед, отмечу, Atomic Heart получился отличным образчиком одиночного сюжетного шутера от первого лица.
Геймплейно Atomic Heart – это нечто, напоминающее Bioshock на стероидах: ураганный экшен с комбинацией оружия ближнего боя, стволов для дальнобойных заварушек и суперспособностей вроде электрошока и заморозки. Всё традиционно и понятно, однако этот коктейль работает весьма бодро и не даёт заскучать практически на всем протяжении игры. Никуда не делась дерево прокачки, оно особенно ничем не примечательно – всё опять же традиционно и на своих местах: навесы на стволы и топоры с ножами, усиление способностей; такое ощущение, что разработчики отработали стандартную программу, но сделали это на приемлемом уровне. Можно прокачать хорошо знакомый старый-добрый Калаш и крошить им дроидов направо и налево. Но наиболее имбовой получилась ракетница, упрощающая расправу над роботами многократно. Оружия много, выбора предостаточно, и можно сооружаться согласно своим изысканным предпочтениям.

obzor-na-igru-atomic-heart

Среди противников наличествуют роботы, кромсать которых, пожалуй, доставляет истовое удовольствие, в будущем к ним добавятся зомби, на манер «грибников» из The Last of Us, и генно-модифицированные плющи, напоминающие мимиков из Prey. Консервные банки разлетаются на запчасти, удары оружием ближнего боя хорошо конфигурируются (ударив, например, в плечо, можно оттяпать вовчику руку), а огнестрелы дают ощутить настоящую мощь в руках. Прокачанный дробовик превращается в настоящее оружие судного дня железяк. Импакт, который дарует игра, воистину впечатляет. Попадания по врагам ощущаются хорошо, нет чувства, что ты пуляешь резиновыми пульками в пластиковых врагов: роботы реагируют корректно на каждое попадание – одергиваются, отлетают, разрушаются.

Любая схватка напряженна и динамична (очень динамична – порой трудно разобрать, что происходит на экране из-за непрестанного мельтешения), во многом потому, что разработчики снабдили железяк львиной долей здоровья и брони. Расправиться с группой роботов – это, ввиду означенных условий, непростая задача, игроку придется попотеть, чтобы разбить банду усатых вовчиков при поддержке снующих роботов-пчел или ходячих пулеметов. А есть еще и боссы, которые почти все из себя представляют гигантских роботов, к которым необходимо найти индивидуальный подход. Многие из боссов были известны еще по трейлерам игры, но были и сюрпризы: например, пузатая Наташа, крушащая всё и вся вокруг. Однако по мере прохождения и прокачки бывшие непримиримыми противники будут казаться весьма легко проходимыми, сладкая месть после тяжелейшего начала игры окажется упоительно сладка. Открытый мир также присутствует в игре Mundfish, но чувствуется, что делали его лишь для того, чтобы отвлечь игрока от пространств клаустрофобных лабораторий и исследовательских комплексов. Оупен-волд пустой и делать в нем особо нечего, разве что ковырять ради лута и прокачки персонажа.

Отдельного упоминания заслуживает так называемая специфика игры. Для российского человека будет интереснее проходить игру на русском языке: здесь много отсылок к современной российской культуре, занимательных выражений (чего только стоит любимый эвфемизм Нечаева – «ебаные пироги») и вообще занимательных обыгрываний ситуаций с помощью русского языка. При переводе на другие языки этот колорит скорее всего оказался утерян. Для кого-то может стать недостатком обилие мата в игре. Герой постоянно вставляет ремарки в виде крепкого словца, порой это звучит неуместно и наигранно, будто мат был специально вставлен в повествование, чтобы вызвать хохот аудитории по ту сторону экрана. Может, использование мата было задумано разработчиками в виде некой привязки к современной российской действительности, популярности у молодежи, либо же просто чтобы наплодить побольше мемных роликов на Ютубе. Имеется здесь и довольно кринжовый похотливый холодильник Элеонора, которая при каждой встрече так и норовит соблазнить Сергея и затащить его в по… эмм, куда – не понятно, но, видимо, внутрь себя, чтобы смазать и пощекотать свои шестеренки. Именно Элеонора дает возможность герою заниматься прокачкой всего и вся. Для кого-то Элеонора стала настоящей и взаправдашне культовой звездой, секс-символом Atomic Heart, а для кого-то весьма и весьма перегибающим палку эротического юмора персонажем. Тут всё зависит от вкуса наблюдающего.

Atomic Heart

Игра вышла на ПК и актуальных консолях. На удивление позитивной вышла оптимизация игры на компьютерах. В принципе, поиграть можно даже на старенькой GeForce 1050, пресет настроек, понятно, будет далеко не самым высоким, но сам факт запуска игры на этой карте дорогого стоит. Получается, проект можно запустить на железе, далеком от топового, и насладиться полным прохождением с приемлемой производительностью. Для игры в самом высоком разрешении, 4К, с ультра-настройками потребуется уже самая современная машина с элитной RTX 4090 на борту, но, думается, не так уж много людей будут играть в Atomic Heart в таком разрешении. В эпоху регулярно забиваемого болта на оптимизацию игр для не самого мощного железа подобный подход от Mundfish заслуживает глубочайшего уважения.

Выводы

За неделю до релиза игры был слит Dev Build Atomic Heart. Многие, кто еще сомневался в качестве игры, опробовали его и сделали собственный вывод. Да, он был довольно забагован, регулярно вылетал, но многим такая проба пришлась по душе и они купили лицензионную версию. И вполне заслуженно. Atomic Heart – это не революцию, даже не эволюция, не новое слово в жанре, но просто качественный и увлекательный проект, заслуживающий внимания и дарящий 15-20 часов хорошо проведенного времени. Российские разработчики (которые стали после некоторых событий кипрскими – но это уже другая история) создали свою игру по частям из других известных проектов, сформировали завораживающий сеттинг и выпустили – парадоксально – уникальный проект с собственным лицом.

Близняшки-андроиды наводнили сети прелестными артами, из них делают памятные фигурки с осязаемыми выпуклостями. Atomic Heart ударил прямо в сердечко игрокам, не будучи чем-то прямо совершенно неповторимым, он просто собрал понятные ингредиенты: ностальгию носителей русской культуры (и знакомство с ней западных и восточных представителей земного шара, изрядно удивленных увиденным и услышанным на просторах Atomic Heart), отшлифованные механики других проектов, юмор и дорогой аудиовизуальный ряд – получилось что надо. На фоне выходящего в игровой индустрии в последние годы, засилья лутбоксов, онлайнов и прочих рогаликов – это приключение стоит внимания геймеров по всему миру.

Читайте также: Десять самых ожидаемых игр на Play Station 5